Как играть на гитаре

Техника игры на гитаре

Во время игры на гитаре музыкант зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук (или наоборот, если он — левша).
Гитара при этом находится перед музыкантом, опирается на колено или висит на ремне, перекинутом через плечо, если гитарист играет в положении стоя.
Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук — зажимают струны правой рукой, извлекают звук — левой.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является пиццикато (щипок) — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает её и отпускает.
При игре пальцами различают две разновидности пиццикато: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.
Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо (удар), в русском языке этот способ игры на гитаре называют — «бой».
Пиццикато и расгеадо могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью медиатора.
Медиатор — это небольшая плоская пластина треугольной формы из твердого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.
Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.
Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек, при ее резком зажатии.
Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг. При игре тэппингом звукоизвлечение осуществляется обеими руками.

Другие способы игры на гитаре

Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре, существуют еще несколько способов игры на гитаре, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки:

Арпеджио (перебор) — последовательное извлечение звуков созвучия. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.

Арпеджиато — очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах.

Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.

Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.

Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться.

Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом.

Бенд(подтяжка) — повышение тона ноты путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.

Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту.

Глиссандо — плавный переход между нотами. В гитаре возможно между нотами расположенными на одной струне и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.

Стаккато — короткое отрывистое звучание нот. Исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой.

Тамбурин — перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.

Гольпеадо — еще один перкуссионный приём, постукивание ногтем среднего пальца по деке акустической гитары, во время игры.

Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне и искусственные, исполняемые на зажатой струне.

10 Replies to “Как играть на гитаре

  1. Долгие годы хотела играть на гитаре. А выше все очень подробно описано. Кратко говоря, прелесть. Причем четко и с объяснениями. Хочу сказать: Благодарю, за помощь в изучении аккордов, помогает справляться и уже, не торопясь, у меня получается создавать мелодию. Правда, мне еще учиться и познавать все азы, но думаю вместе с вами — получится.

  2. Неделю назад поспорила с мужем, что научусь играть на гитаре самостоятельно (он у меня — профессиональный музыкант, с такими вещами давно на «ты»). В интернете просмотрела бесчисленное количество информации на эту тему, но ничего не было понятно, пока не зашла на этот замечательный сайт. Пока муж был в отъезде я разобралась с основными понятиями и способами, описанными в этой статье, а также на всё сайте, и, ура, у меня получилось! Спасибо огромное авторам, буду и дальше учиться и хвастаться мужу своими успехами!

  3. Вот это автору удалось взорвать мой мозг! Никогда не думал, что столько существует способов игры на гитаре. Я, до сих пор, знал два — перебором и боем! А здесь, как оказалось, можно такому научиться.
    Сейчас перепишу себе это, выучу и буду умничать перед пацанами.
    Но теперь у меня возник вопрос, а реально ли научиться всем этим способам игры самому, без учителя?

    1. Реально) Самому научится проще, потому что ты сам выбираешь материал, который тебе интересен и отдаёшь ему столько времени, сколько тебе нужно. В музыкальной школе (я в ней не доучилась) по нескольку лет учат играть народные песни, которые никому нафиг не нужны. Конечно, там учат ещё и вокалу и нотной грамоте, но всё растянуто для олигофренов. Учись пока сам — материала в интернете хватает. Есть видеоуроки. Главное — наличие слуха и большое желание) В других случаях нужен учитель.

  4. Никогда не верила в то, что научиться играть на гитаре можно самостоятельно. Но эта статья заставила пересмотреть мои убеждения. Всё разложено по полочкам. Есть с чего начать. Я решила что буду учиться!

  5. Достаточно действенный самоучитель) Всё реально получается! Главное следовать рекомендациям и не лениться. Хорошо и доходчиво «разжёвано».

  6. Спасибо за полезные советы)
    Как раз взял себе первую гитару Hohner и учусь играть. Посоветуйте ещё пожалуйста какие-то простые аккорды.

    1. Самые ходовые: C D Dm D7 Dm7 E Em E7 Em7 F Fm G A Am A7 Am7 H Hm (аккорды F Fm G H Hm сложнее остальных, поскольку там используется баррэ (большое), аккорд Dm7 с малым баррэ, чуть легче).

  7. Сумасшедший писал.Точнее, есть серьёзная ошибка в терминологии: «Основным способом звукоизвлечения на гитаре является пиццикато (щипок)». Абсолютно не верно. Основным способом звукоизвлечения является тирандо — без опоры. Но никак не пицикатто. Пицикатто на гитаре: ребро ладони ложится на струны у подставки, чтоб приглушить звук, а пальцы играют (чаще используют «р» (пэ), большой палец). А, например, на скрипке пицикатто именно так и играют, т.е. как на гитаре тирандо (т.е. когда вместо смычка используют пальцы при звукоизвлечении).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *