Джефф Бэк

Говорят, есть два типа гитаристов: это Джэфф Бэк и прочие.

Музыкант-виртуоз, обладатель семи «Грэмми», отметившийся в таких разных стилях как хард-рок, блюз и фьюжн и ставший культовой фигурой в каждом… А начиналось все в церковном хоре, где маленький Джеффри пел псалмы. Вот так станешь изучать биографии великих и поверишь в Создателя!

А если по порядку:

Джеффри Арнольд Бек (полное имя) родился 24 июня 1944 года в городке Веллингтоне (Великобритания), в семье Арнольда и Этель Бэк. Не смотря на послевоенное время, сложное для родителей мальчика, они, разглядев в сыне талант, серьезно подошли к его музыкальному образованию. Разумеется — пианино (как без этого!), виолончель (первый струнный инструмент, взятй в руки будущим великим гитаристом) и даже барабаны. Последнее — исключительно для души. Впрочем, мама считала что для души — как раз церковный хор. Но и хор Джефф вынес стоически.

Послушного мальчика ждала карьера классического музыканта. Ничто не предвещало… Но в 1956 году на него, буквально, обрушились «Blue Caps». Альбом «Gene Vincent & Blue Caps» был затерт до дыр. Отец с матерью на просьбу о гитаре лишь пожали плечами и поэтому первая шестиструнка, которую будущий гуру гитаристов взял в руки, была самоделкой. Впрочем, она играла, а больше от нее, кажется, ничего и не требовалось.

В школе, куда ходил Джефф, таких «на всю голову гитарой ушибленных» было лишь трое… Их имена в комментариях не нуждаются: Эрик Клэптон, Джимми Пэйдж и Джефф Бэк. И спрашивается, зачем нужна школа, где не ценят, а, главное, не учат гитаристов? Джефф с Эриком рассудили так же и в 1959 году школу бросили.

Уимблдонская школа искусств так же не удержала Джеффа — на дворе стоял «золотой век» рок-н-ролла, но почему-то далеко не все студенты и преподаватели считали рок-музыкантов богами и возносить им молитвы не спешили. Джефф начал играть в команде вокалиста Лорда Сатча, затем занял место Эрика Клэптона в группе «Yardbirds».

О «Yardbirds», пожалуй, можно подробнее. Точнее, не о самой группе, у которой были разные времена, а о составе: Дефф Бэк, Джимми Пейдж и Крис Дрея, который продержался совсем недолго, но был одновременно и невероятно техничным и совершенно безумным. Трек «Over Under Sideways Down» — это первобытный напор и, одновременно, виртуозное владение инструментом. Прослушав его, итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони как раз и «родил» знаменитую сцену в своем фильме, когда рок-идол разбивает гитару, которую поклонники мгновенно разбирают на фетиши…

К сожалению, в 1966 году Джефф покинул группу. Причины, которыми он это объяснил, не выдерживают критики: устал от музыки… Птица на пресс-конференции заявила, что устала летать и теперь будет ходить пешком! Ни группе, ни самому Джеффу разлука на пользу не пошла. Выпущенный им в 1966 году сольник «Love Is Blue», по-справедливости, следовало съесть, чтобы он не достался врагам. Как гитарист Джефф и тут был на высоте, но петь ему не стоило!

«Jeff Beck Group» родилась в феврале 1967 года. В нее вошли: Род Стюарт (вокал, гармоника), Рон Вуд (гитара), Вив Принс (барабаны) и Джет Харрис (бас). Но эта информация интересна разве-что историкам, так как первый состав оказался провальным, так же как и второй (с Вудом в качестве баса и Реем Куком на ударных), и первый концерт… Музыканты менялись, конечно, не как перчатки, немного реже, но все же довольно часто. «Звездности» не было. И лишь в 1968 году вышел альбом «Truth», получивший титул культового, а группе удалось занять достойные 15 в США и 39 в Великобритании места в чартах. Поклонники замерли в предвкушении… Но, вкусив успеха, отличная команда немедленно развалилась.

В 1971 году Джефф попал в автомобильную аварию и на долго был вынужден оставить гитару.

То, что было дальше, принято называть взлетом… Хотя больше всего это похоже на штопор. Альбом «Rough & Ready» даже сам Джефф считал своей творческой неудачей, а записанный в 1972 году альбом «Jeff Beck Group» в стиле франк получил отличные рецензии, но был довольно прохладно встречен поклонниками…

После франка поворот к джазу, а точнее, к джаз-року был логичен. Альбом «Blow by blow 1975 года и «Wired», записанный год спустя, это, пожалуй, лучшее, что было сделано в джаз-роке в 70-е.

Пауза в три года нужна была музыканту для своеобразного вдоха, за которым последовал «There and Back», созданный при участии «Jan Hammer Group».

И снова пауза, на этот раз на пять лет. Гитарист экспериментирует с поп-роком… Итогом стал альбом «Flash» и композиция «Escape», получившая «Грэмми»..

Спираль закручивалась. «Guitar Shop with Terry Bozzio and Tony Hymas» получил отличную критику, был назван лучшим в области инструментального рока и удостоен очередной музыкальной премии, Джефф Бэк мог чувствовать себя победителем… Но публика рвать гитару на сувениры почему-то отказывалась. Возможно, изменилась публика? Потому что мастерство музыканта если и претерпело какие-то изменения, то только в лучшую сторону. Еще никому не удавалось так уверенно, весело, безбашенно, почти агрессивно и, одновременно, так проникновенно преподнести хард-рок…

В 90-е годы музыкант написал саунд-треки к сериалу «Frankie’s House» и фильму «The Young Guns II», а в 2010 году впервые выступил в России, в Москве. На концерт собрались несколько тысяч преданных поклонников музыканта.

Сегодня его гитара — такое же чудо, как и четверть века назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *