История создания электрогитары:
В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара.
В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», была запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом.
В начале 1950-х, американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.
Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается, живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.
Электрогитара более сложный механизм нежели акустическая, её устройство немного отличается от акустической:
Одним из основных отличий устройства электрогитары от акустической является строение корпуса или деки.
Дека электрогитары по объёму меньше, чем у акустической.Также дека электрогитар может быть либо полой, либо полностью сделанным из дерева, т.е цельной. Цельную деку делают из одного или нескольких кусков дерева одного сорта, склеенных друг с другом. Сортов дерева из которого изготавливают деку довольно много, например: красное дерево, липа, ольха, ясень, при этом каждый сорт дерева влияет на звук, он отличается и это хорошо заметно.
Особенности и различие видов дек электрогитар:
Полупустые деки
Гитары с полыми деками обладают теплым, насыщенным звуком и используются в таких стилях музыки как джаз, блюз и кантри. Такие гитары обычно толще чем цельные, и стоят более дорого.
Недостатками этих гитар является малый сустейн (время, за которое извлеченный звук угасает), и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости.
Именно эти недостатки и привели к появлению гитар, сделанных из одного куска дерева и не имеющих больших пустот внутри корпуса.
Цельные деки
Гитары этого типа выдают более резкий и агрессивный звук, что очень ценят и любят исполнители рок музыки.
Такие гитары не имеют недостатков, присущих гитарам с полым корпусом, а также наиболее подходят для подключения к ним различных эффектов.
Огромный ассортимент моделей гитар этого типа позволяет музыканту подобрать инструмент, полностью отвечающий его запросам и финансовым возможностям. К плюсам можно также отнести большие возможности по модификации инструмента (замена машинок, звукоснимателей и прочего «железа»).
Породы дерева, применяемые для изготовления деки:
Дека гитары оказывает значительное влияние на акустические свойства инструмента, которые определяют звучание гитары через усилитель.
Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины.
Плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) дают больший сустейн. Но не только вес и плотность древесины определяет звучание инструмента.
Породы средней плотности и веса — это клен и ольха, гитары из этих пород звучат довольно звонко и ярко — из этих пород фирма Fender делает большинство своих инструментов.
Легкие породы — это липа и болотный ясень, гитары из этих пород звучат максимально нейтрально, без приукрашивания звучания. Они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их.
Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале великих гитаристов мира.
Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней части деки и клен для верхней) для того, чтобы придать звучанию гитары нужную окраску.
Также в корпусе присутствует отверстие для присоединения шнура (джек) с помощью которого гитара подключается к гитарному оборудованию.
Звукосниматели
Также на корпусе электрогитары размещены звукосниматели,которые преобразуют колебания звука в электрический сигнал.
Звукосниматели — очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.
Существует два типа звукоснимателей:сингл (single) и хамбакер (hambucker):
Синглы воспроизводят чистый, прозрачный звук и часто используются при игре таких в таких стилях как кантри и блюз. Недостаток — на выходе присутствует множество посторонних шумов, возникающих из-за работы электроприборов, а также при игре с дисторшн, синглы фонят.
Второй тип звукоснимателей лучше подходит для использования гитарных эффектов, так как хорошо подавляют посторонние шумы. Поэтому такие датчики устанавливаются на гитарах для тяжелой музыки. Производители гитар часто комбинируют разные типы датчиков, и таким образом оптимизируют гитару для различных стилей игры.
Когда вы видите в описании электрогитары что-нибудь типа H-S-H или S-S-H, знайте, что таким образом обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S — сингл (single), H — хамбакер (humbucker).
• S-S-S — Стандартная модель Fender Stratocaster.
• H-H — Стандартная модель Gibson Les Paul.
• S-S — Fender Telecaster.
• H-S-H — Этот вариант можно встретить на гитарах Ibanez, популярен среди любителей хард-рока.
• S-S-H — Хамбакер возле машинки, этот вариант можно встретить на модификации «страта» Fat — Stratocaster.
Для смены датчиков Вы можете заметить переключатель, который также расположен на корпусе гитары.
Переключатель звукоснимателей
Переключатель звукоснимателей делает активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. На некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender Stratocaster, установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким образом, может быть активным только один из звукоснимателей. Позже было добавлено еще 2 позиции, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два новых звучания. Именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы наименее заметны.
Регуляторы громкости и тембра
Также на корпусе гитары расположены регуляторы громкости и тембра.
Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Стандартный Stratocaster имеет 2 регулятора тембра: первый подключен к ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние на звук, только когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель. Второй регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю. Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На более новых Stratocaster-ах второй регулятор связан и со средним звукоснимателем, и с тем, что возле машинки. Эти регуляторы не слишком влияют на звук, выкрутите их на положение 10, и вы получите больше верхних частот, на положение 1 — будет больше средних частот и низов.
Гриф
Гриф электрогитары несколько отличается от грифа акустики. Он бывает разной длины, а также c головкой разных форм и порядком колков. Также он обычно несколько тоньше.
Гриф состоит двух частей: собственно сам гриф и накладка, между собой они скрепляются клеем.
Гриф чаще всего изготавливают из клёна, а накладку из палисандра. Накладка грифа — это его верхняя часть, на которой расположены лады. Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Количество ладов может быть 21, 22 или 24. Ближайший к головке лад — первый, далее второй, и т.д. Внутри грифа находится анкер (металлический стержень, который не позволяет струнам согнуть и искривить гриф).
Также в электрогитаре гриф может крепиться к корпусу несколькими способами: может вклеиваться в может прикручиваться.
Материалы, применяемые для изготовления грифа
Грифы делают, в основном, из клена или красного дерева.
Грифы также могут быть сделаны из композитных материалов, которые используются в современной космической промышленности и других областях, например: «никогда не высыхающий» графит. Грифы, которые сделаны из дерева, обычно покрывают лаком в целях предотвращения их искривления из-за высыхания.
Бридж
А теперь о том, что кардинально отличает электрогитару — это бридж (машинка) — устройство для крепления струн к деке гитары.
Бридж — это металлическое устройство, которое держит строй струн.
Существует два вида машинок: с системой тремоло и без неё, каждая обладает своими недостатками и преимуществами.
Различаются они тем, что на бриджах с тремоло есть рычаг — устройство, которое одновременно изменять натяжение всех струн и создавать эффект вибрато, что вносит очень сильное разнообразие в звучание. Если на рычаг нажать, то натяжение струн ослабнет и высота тона уменьшиться, если же потянуть за рычаг, что возможно не на всех машинках, то тональность повысится.
Основные недостатки тремоло — машинок: гитара быстрее расстраивается, малый сустейн, сложности с заменой струн, а на отдельных моделях невозможность быстро перенастроить гитару на одну из альтернативных настроек.
С бриджами без тремоло гораздо меньше проблем, количество деталей сведено к минимуму, гитары лучше держат строй и более певуче звучат, а если вы захотите поменять струны, то сделать это будет гораздо проще.
Поэтому для новичков рекомендуется приобретать гитару с таким видом бриджа.
Струны
В современных гитарах используются металлические или нейлоновые струны.
В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобраных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1. Для гитаристов-левшей порядок струн меняется на обратный.
Калибры струн:
Существует 6 калибров струн: .008 — самые тонкие, .009, .010, .011, .012 и .013 — самые толстые.
Существуют и другие калибры струн, вроде 0.14, 0.15, .009, но их не часто встретишь в продаже.
Новичкам лучше начинать с самых тонких, которые на .008, так как толстые струны тяжелее прижимать, а когда пальцы и рука окрепнут, можно попробовать перейти на .009. Чем больше диаметр струн, тем круче звук.
Познавательный материал!
Спасибо за интересное чтиво